В учреждении «Гомельский городской социально-педагогический центр» 10 декабря 2014 года был проведен обучающий семинар «Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в том числе имеющих особенности развития, к жизни в семье». Участие в нем приняли специалисты социально-педагогических центров Гомельской области, интернатных учреждений, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Семинар был организован в рамках сотрудничества с МБОО «Поможем детям вместе».
Методистом учебно-методического отдела воспитательной и социальной работы Гомельского областного института развития образования Волошинeнко Еленой Андреевной были озвучены основные направления работы по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе имеющих особенности развития, к проживанию в семье.
Педагог-психолог ГУО «Гомельский детский дом» Шашкина Светлана Геннадьевна и педагог-психолог ГУО «Улуковская вспомогательная школа-интернат» представили опыт по подготовке воспитанников интернатных учреждений к проживанию в замещающей семье.
Педагог-психолог Гомельского городского социально-педагогического центра Захожая Анастасия Сергеевна познакомила с особенностями психолого-педагогической подготовки воспитанников приюта к устройству в замещающую семью, а также представила опыт работы учреждения по программе подготовки ребенка с особенностями психофизического развития.
Весьма интересным было выступление заместителя директора ГУО «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Брильковой Галины Александровны по теме «Междисциплинарный подход в процессе подготовки ребенка с ОПФР к проживанию в семье».
Опыт работы по устройству воспитанников интернатных учреждений в семьи показывает, что использование в практической работе с ребенком различных форм, методов и приемов, помогает ребёнку менее болезненно проживать новое состояние, пережить опыт прошлого, успокоиться и адекватно воспринимать информацию о том, что есть люди, готовые стать его новой семьёй.
Алгоритм психолого-педагогической подготовки детей включает в себя следующие этапы:
1 этап
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДО ЗНАКОМСТВА С СЕМЬЁЙ
- Организация жизнедеятельности
ребенка в разновозрастной группе по семейному принципу - реабилитационное пространство
- Комплексная диагностика развития ребенка
(психолог, социальный педагог, дефектолог, врач, воспитатель)
*карты диагностики и планирования помощи детям
- Эмоциональная реабилитация ребенка
* техники переживания ребенком горя и утраты семьи, близких людей (арт-терапия, песочная игротерапия, сказкотерапия и т.д.)
* техники принятия собственной истории, прошлого и осознания своего настоящего и будущего (карта сети контактов, «Книга жизни», «Говорящие картинки», истории, рассказы и др.).
- Формирование у ребёнка адекватного образа семьи
* Программа социализации детей-сирот (Л.И.Смагина, А.К.Воднева)
* специально организованные занятия, мероприятия
* проживание детей в патронатных семьях в праздничные, выходные, каникулярные дни
* неформальные беседы с детьми в не специально организованных ситуациях
*рассказы работающих с детьми взрослых о своих детях
* просмотр и обсуждение художественных фильмов, прочитанных книг
* рисование семьи, сочинения
* работа с картинками, изображающими семейные сюжеты, совместное сочинение сказок
* опыт общения и взаимодействия с учениками школы, воспитанниками детских садов, их родителями
* формирование и развитие навыков самообслуживания и самостоятельности ребенка
- Формирование устойчивых позитивных отношений со взрослыми
*принятие и поддержка воспитателей и других взрослых, работающих с ребёнком
* возможность контактов с кровными родственниками – переписка, телефонные звонки, встречи
* формирование у ребенка желания жить в замещающей семье
* техники принятия собственной истории, прошлого и осознания своего настоящего и будущего («Книга жизни», проективный метод создание мифа о позитивном прошлом ребенка. В.С.Мухина)
2 этап
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА, ВКЛЮЧАЮЩАЯ ЗНАКОМСТВО, ПЕРЕХОД РЕБЁНКА В СЕМЬЮ
1.Информирование ребенка о том, что ему найдена семья
- Заочное знакомство
* показ фотографий
* рассказ о семье
- Очное знакомство
* первая встреча, знакомство
* совместные игры, прогулки
* пребывание в семье в выходные, праздничные, каникулярные дни
* сопровождение переезда (сказки,
истории, рассказы и др.)
- Переезд ребёнка в замещающую семью
* ритуал прощания ребёнка с детским домом
-чаепитие с напутственными словами детей группы, детского дома
- подписание коллективной открытки
-записывание пожеланий в «Книгу жизни»
- дарение детьми поделок, фотографий, открыток на память.
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Новости и мероприятия